Не факт, что чем выше по шкале – тем лучше, а начальник четвертого типа – лучший из всех возможных. Все зависит от условий и обстоятельств, в которых работает компания. Но всех начальников, прежде всего, заботит исполнение их решений и как минимум раздражает, если они исполняются нечетко или медленно, с нарушением сроков, бюджетов или хотя бы принятых правил.
Конечно, как и у всех людей, у руководителей самого верхнего уровня кроме «типовых» черт есть и индивидуальные особенности. Во-первых, встречаются начальники, которые физически не выносят, когда их боятся. Они обычно еще больше раздражаются и ничего с собой в этот момент не могут сделать. И таких примеров – достаточно, имена этих первых лиц бизнеса – на слуху у бизнес-сообщества.
Могут быть и различные «одноразовые» обстоятельства, с которыми вы столкнетесь, идя на доклад. Например, у начальника мог состояться неприятный разговор с акционерами или с вышестоящим руководителем. К этому надо отнестись с пониманием и не принимать негативную реакцию на себя. Как бы ни хотелось проникнуть в мысли начальника, но на практике это невозможно.
Мы разобрались с типологией руководителей, теперь посмотрим особенности корпоративной культуры.
Готовность руководителя учитывать индивидуальные особенности человека выше в частных компаниях, то есть там, где ниже степень иерархичности. Кроме того, в частных компаниях руководители более склонны к диалогу с сотрудниками. Там, как правило, сильный руководитель предпочитает сильных и уверенных в себе работников, имеет возможность брать с рынка лучших, наиболее готовых к самостоятельной работе профессионалов. В государственных или полугосударственных компаниях, выстроенных по иерархическому принципу – наоборот. Помните из курса МВА: «Руководители категории А выбирают подчиненных категории А, руководители категории В выбирают подчиненных категории С»? Люди, готовые к риску, желающие брать ответственность на себя и справляться с нагрузками, чаще выбирают частный или получастный бизнес, чем компании с высоким участием государства, где соблюдение правил нередко важнее достижения поставленных целей. Хотя надо признать, что в целом у нас в стране в любых компаниях корпоративная культура, к сожалению, преимущественно «черно-белая», без оттенков. То есть, задание или выполнено, или не выполнено. Готовность наброситься с критикой есть почти всегда и почти у всех. А российская рабочая критика – это явление неприятное и жесткое.
Отдельная непростая среда – это частные компании, в которых СЕО становятся бывшие успешные менеджеры по продажам. Их стиль – «победи (=продай) или умри!». И тогда этот стиль переносится на всю компанию, включая все привычки «сейлзов». Менеджеры из других функций часто испытывают серьезный дискомфорт в такой системе. Иногда дополнительным раздражителем выступает и проблемная этическая сторона, если топ-менеджер допускает любые действия для победы. Нередко здесь возникает серьезное непонимание, особенно, если человек приходит со стороны, а не растет внутри коллектива. Вряд ли вы можете повлиять на такую систему, поэтому лучше принять как данность или не рассматривать для себя возможность долго работать в такой атмосфере.
А что делать человеку со своими эмоциями? Страх – это внутренняя личная реакция конкретного человека, она строго индивидуальна, хотя и заразна, легко распространяется в коллективе. Поэтому надо научиться управлять такими реакциями. И это проблема не начальника, а подчиненного. Страх существует только в голове подчиненного, как его реакция на некие, чаще всего воображаемые угрозы.
У страхов тоже есть своя типология, и типов тоже в основном четыре: страх, что это именно вы наворотили ошибок, страх некомфортной обратной связи (а что скажет начальник? как оценит?), страх общего недовольства на грани увольнения (он в принципе меня не выносит и вот-вот избавится от меня) и страх «непонятно от чего».
Могут быть разные «поводы» для страхов: желаете сделать все супер-превосходно (перфекционизм), осознаете, что недостаточно поняли задание, не хватило данных для выполнения задания, не проявили активность в сборе информации, изменилось задание. Понятно, что такие «поводы» сами по себе страх не вызывают, к нему приводит наше гипертрофированное восприятие этих обстоятельств.
Иногда страх может возникать как реакция на поведение начальника: он ерничает, подкалывает, у него юмор на грани сарказма. Повторю: вы не залезете в голову начальника. Может быть, он понимает, что его команда не в состоянии такое задание выполнить, а ему спустили это сверху, он и переправил вниз по вертикали. Или на него «спустили собак» и он отыгрывается на подчиненных. А может он так самоутверждается, или не знает, как общаться с людьми по-хорошему. Такого руководителя надо бы пожалеть, а не бояться.
Страха как такового в материальном мире не существует. В большинстве случаев человек боится увольнения как реакции на свою работу. Испуганного человека сразу видно. Но не надо падать раньше выстрела: во-первых, с увольнением жизнь не заканчивается. А во-вторых, далеко не каждое общение с руководителем заканчивается увольнением. Скорее, наоборот. Статистика и мои наблюдения говорят, что за ошибки, если они не критические, не наносят непоправимого вреда компании, не увольняют. Ошибаться может каждый человек. Закон больших чисел в этом вопросе определенно играет на подчиненных. Если вы профессионал и действительно болеете за дело, а не за свое благополучие, переступите через страх, поработайте над собой, найдите хорошего ментора или психолога. Вам самим потом будет приятно, что и этот барьер вы преодолели.